Конфликты и способы его разрешения

28.02.2023

В рамках межведомственной акции «Дети улиц» психологом МУ «Комплексный  центр» ТМР были проведены в трех школах Троицкого муниципального района практические занятия на тему: «Конфликты и способы его разрешения» (МБОУ «Белозерская СОШ» 8 и 7 классы, МБОУ «Ключевская СОШ» 8 класс, МБОУ « Карсинская СОШ» 9 класс). В занятиях приняло участие  47 детей

В жизни человека конфликты неизбежны, даже если он стремится к гармоничному сосуществованию с другими членами общества. В связи с этим очень важно, чтобы конфликты не препятствовали выстраиванию взаимоотношений, а, наоборот, помогали находить общие интересы и согласованные подходы к разрешению проблемных ситуаций. Каждый руководитель в своем арсенале должен иметь различные варианты решения напряженных вопросов, уметь выходить за рамки привычных действий, развивать способность мыслить нестандартно, разбивая сформировавшиеся шаблоны.

По своему содержанию конфликты принято разделять на два типа: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие).

Конструктивный конфликт  основывается на объективных противоречиях, в процессе разрешения которых возникают новые идеи, происходят прогрессивные изменения в организации. Конструктивные конфликты выражаются в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга. В процессе возникновения и разрешения конструктивного конфликта работники имеют возможность свободно высказывать свое мнение, а не просто поддакивать руководству.

Деструктивный конфликт  может возникать на основе как объективных, так и субъективных причин. Из деловой сферы он зачастую переносится в зону межличностных отношений и приводит к образованию противостоящих друг другу группировок, расширению количества его участников. Деструктивные конфликты действуют разрушительно на коллектив, приводят к возникновению мелких дрязг, сплетен, склок.        Конфликт как и пожар  страшен своим разрастанием. Его участники ищут сочувствующих, «вербуют» новых сторонников, причем каждый из них, безусловно, заинтересован когда на его стороне выступает большее количество союзников.

Далее наступает третий этап – расширенный конфликт, когда фокус взаимодействия конфликтующих сторон смещается с вопроса о различии точек зрения в сторону отношений. Возникают ложные образы противодействующих сторон, разрастаются недоверие и подозрительное отношение к противнику. Внутри группы превалирует «черно-белое» мышление, те же, кто пытается преодолеть такое мышление, объявляются ненадежными и изгоняются из группы. Новым сторонникам перечисляются достоинства мнения группы, к которой он примкнул, а противник описывается в негативном свете.

С течением времени наступает четвертый этап – всеобщий конфликт, в котором уже нет равнодушных, практически все члены коллектива вовлекаются в распри, а первопричина конфликта зачастую забывается. На этом этапе в ход идут все средства давления на противоположную сторону, вплоть до угроз, а собственное мнение становится единственно верным и незыблемым. В такой ситуации участники конфликта исключают любые возможности поиска общего решения, все действия направлены только на то, чтобы разрушить противника, лишить его силы. Психологом ОПСиД была донесена до учащихся теоретическая часть понятия конфликт и его виды.

В практической части занятия дети играли в игру «Мешок конфликта» ,где сами придумывали конфликт и искали пути разрешения конфликтной ситуации. Применяли на практике игрушки-антистресс с целью регуляции эмоций. «Руки дружбы» помогли найти позитивные стороны себя. Игра «Камни обид» помогла понять подросткам на практике как тяжело и невыносимо жить в конфликтах и обидах.

Психолог Ольга Станиславовна объяснила детям в ходе практического занятия, что рассчитывать на быстрые успехи в различных делах, которые кажутся легкими не стоит. Мало того, в любом деле неизбежны ошибки и неудачи, которых подросток просто не может не допустить, решив чего-то достичь.

Ольга Станиславовна к концу практического занятия подвела детей    к самостоятельному выводу о том, что из любой конфликтной ситуации есть выход. Нужно уметь управлять собственными эмоциями, действиями              уметь уважать чужие границы, но при этом не нарушая свои. Быть в гармонии с собой и находится в ресурсе.

Основная цель практического занятия - умение выходить из конфликта   была достигнута. Психологу удалось создать благоприятную обстановку и сохранять ее на протяжении всего занятия. Подростки с большим старанием  и интересом выполняли задания, а это главный показатель продуктивной успешной работы психолога с подростковой аудиторией.   


дата создания: 28.02.2023 09:42, дата последнего изменения: 28.02.2023 09:42