ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ С ПРИЗНАКАМИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

07.11.2023

Подростковый возраст – это «период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью». Он охватывает период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. В этот период происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Выготский Л.С. писал, что подростковый возраст – «это не только период поло­вого созревания, но еще и возраст созревания личности». В этот период у ребенка формируется свой характер, смысложизненные ориентации, установки, ценности, представления о мире и самом себе. Важную роль в формировании самосознания подростка играет общение со сверстниками, что обусловлено потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе. Нередко сверстник выступает как некий образец, транслирующий определенные модели поведения в тех или иных ситуациях, к тому же он более понятен, доступен по сравнению со взрослым.

Выделяет следующие личностные черты подростка:

1. «Эмоциональное неприятие зла, с одной стороны, и отсутствие моделей и способов разрешения сложных жизненных задач, с другой.

2. Стремление быть хорошим, идеальным сочетается с отвержением прямолинейного воспитания со стороны взрослых.

3. Желание быть личностью, оставить след в истории человечества и одновременно отсутствие представлений о возможных способах самоутверждения.

4. Наличие противоречия между богатством желаний и ограниченностью ресурсов (как внутренних, так и внешних).

5. Сочетание романтической восторженности (восхищение красотой) и грубости в поведении. Страх показаться слишком чувствительным, сентиментальным прикрывается грубостью, агрессивностью».

     В младшем/среднем подростковом возрасте наблюдается тенденция сравнивать себя с другими и принятыми в обществе половыми нормами, основываясь на имеющемся представлении подростка о себе.  Данный факт вызывает ощущение субъективного переживания неуверенности в себе, что является главной проблемой подростка. Однако в старшем дошкольном возрасте тенденция снижается.

       Когнитивная сфера личности претерпевает изменения путем развития абстрактного мышления, что оказывает значительное воздействие на содержание и особенности памяти индивида, его нравственные суждения и поиск новых методов решения жизненных задач. Мышление подростка характеризуется раскрытием в новой форме наглядного и практического его видов, особенностями восприятия ребенка. - способность объединять различные переменные при поиске решения проблемы;

       Несмотря на это, у подростка возникают некоторые проблемы при обучении. Основная причина – несформированность адекватной мотивации или нежелание ребенка учиться. Нередко обучение в школе приобретает формальный характер, то есть на первый план выходят интересы, не относящиеся учебы, и познавательные слабо развиты или отсутствуют вовсе. Меняется сам термин «учение»: знания приобретаются за рамками учебы, целенаправленно и самостоятельно, но само отношение подростка к учебной деятельности и знаниям в целом может кардинально отличаться от других.

     Развитие и становление личности со сниженным интеллектом (с умственной отсталостью) проходит по тому же пути, что и при нормальном развитии. Не взирая на это, по причине интеллектуальной неполноценности оно протекает довольно своеобразно.

        Познавательная деятельность подростков со сниженным интеллектом, характеризуются недифференцированностью процессов восприятия и внимания, мнемических процессов, низким объемом механической памяти, наблюдаются трудности в произвольности психических процессов.

     У подростков подобной категории наблюдается недоразвитие речи, проявляющиеся в несформированности всех сторон речевой деятельности: бедность пассивного и активного словаря, замедленность, слабая эмоциональная окрашенность речи. Предложения таких подростков бедны, односложны, невыразительны. Относительно памяти подростков со сниженным интеллектом можно сказать, что наблюдаются сложности в восстановлении картины событий, общего впечатления. Интересным фактом является то, что подростки демонстрируют высокие показатели изолированной памяти на имена, числа, даты и т.д.

     Подростки  с интеллектуальной недостаточностью отличаются трудностями в формировании и осуществлении учебной деятельности по причине незрелости эмоционально-волевой сферы. Этот факт приводит к сниженной мотивации к обучению, ребенок быстро теряет интерес и перестает заниматься. В связи с этим возникают трудности при подготовке домашнего задания. Кроме того, отсутствие волевых качеств – причина возникновения спонтанных желаний и влечений. Поэтому таким детям требуется постоянное сопровождение и контроль взрослых.

     Самооценка подростков завышена и объясняется процессом псевдокомпенсаци. Интересен тот факт, что самооценка и уровень притязаний прямо пропорциональны выраженности данного дефекта, т.е. чем сильнее выражена умственная отсталость у подростка, чем хуже он успевает, тем неадекватнее его самооценка и уровень притязаний.

      Подростки с легкой степенью умственной отсталости редко испытывают недовольство собой и чувство собственной вины. Низкий уровень волевой саморегуляции часто проявляется вместе с внушаемостью, пассивностью и упрямством, повышенной импульсивностью.

     По мере взросления указывает на закономерность, отражающая адекватное оценивание себя такими детьми, своих сильных и слабых сторон. Примечательно, что в перспективе своего будущего трудоустройства подростки с умственной отсталостью способны и хотят работать в тех профессиях, о которых им рассказывали в школе.

    Мотивационно-потребностная сфера у подростков с таким диагнозом находится на начальных этапах становления. Их предпочтения характеризуются ситуативностью, импульсивностью, односторонностью, неустойчивостью. Особенно тревожны изменения эмоционально - волевой сферы, которые увеличивают риск появления отклоняющегося аффективного поведения. У подростков с умственной отсталостью этот риск особенно высок, что приводит к социальной дезадаптации.

      Самоповреждающее поведение при сниженном интеллекте является одним из способов адаптации к внешнему миру, совладения с трудными переживаниями при отсутствии других социально-приемлемых копинг-стратегий. Совершенно точно можно сказать о псевдокомпенсации. В реалиях взрослой жизни подростки сталкиваются с новыми трудностями,


дата создания: 07.11.2023 16:20, дата последнего изменения: 07.11.2023 16:20