История играет важную роль в формировании мышления самосознания и национальной идентичности молодого поколения. Однако, в последние годы мы все чаще сталкиваемся с подменой исконных исторических событий, переосмыслением фактов. Вместо объективной правды дети получают скромную долю информации, фильтрованную и окрашенную в удобный свет. Это создает искаженное представление о нашем прошлом и влияет на формирование национальной самоидентификации подрастающего поколения. Задача взрослых воспитать правильное восприятие подвигов людей во время Великой отечественной войны и адекватного отношения к истории своего государства. Подвиги людей не должны быть забыты и искажены.
Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни. Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить? А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. За 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели за страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода.
Снятие блокады Ленинграда
Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны.. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения. С 21 января немцы начали отвод своих войск. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.
Специалистами отделения помощи семье и детям с целью патриотического воспитания подрастающего поколения организован уголок памяти «Снятие блокады Ленинграда». Одна простая истина на все времена - без прошлого нет счастливого будущего, даже если прошлое Война.
Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей? Вариантов ответов может быть много, но может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде.
Какие книги почитать о блокаде дошкольникам и младшим школьникам.
- «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н. Семенцова. Как многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
- «Вот как это было». Автор Юрий Герман.
- «Кукла». Автор Г. Черкашин.